Согласно данным исследования Markets and Markets, еще два года назад рынок блокчейн-игр был оценен в $4.6 млрд. А к 2027 году прогнозируется рост уже до $65.7 млрд. Флагманом этого направления стали NFT и P2E-игры. И если NFT уже переживали такой спрос, а потом сдавали позиции, то P2E-игры — новое направление, где токены используют по-другому. А кто первый залетел в проект, тот и получает все лавры. Расскажем о «золотой лихорадке» 2024 года.
Что такое P2E-игры
P2E расшифровывается как Play and Earn — то есть играй и зарабатывай. Звучит как скам. Но кто не хочет получать деньги за игры? Играешь и получаешь удовольствие, не жизнь, а сказка.
P2E-игры — это тип игр, где пользователи получают реальные деньги за то, что выполняют задания. В традиционных играх награды ограничиваются монетками, кристаллами, которые существуют только в виртуальном игровом мире. Здесь же игрокам действительно выплачивают настоящие деньги криптой или уникальными токенами, которые потом можно обменять или продать.
Такие игры создаются на блокчейнах, в данном случае на TON. По сути, блокчейн становится прямым конкурентом App Store и Google Play, ведь разработанные игры находятся внутри мессенджера Telegram. Даже выходить в браузер не нужно.
Как создать P2E-игру на TON
Даже если ты уже делал что-то подобное, придется изучить сам блокчейн TON и его особенности. Поэтому первым делом надо покопаться в теории.
Блокчейн TON работает как и любой другой — записывает информацию о транзакциях участников, которую никак нельзя изменить или подделать. Вся фишка в безопасности и прозрачности этой технологии.
Еще нужно знать, что такое смарт-контракт. Это такая программа, которая выполняет нужные для тебя условия. Например, в игре ты получил виртуальную редкую карточку и хочешь ее продать. Во время создания предложения о продаже срабатывает смарт-контракт — он автоматически обрабатывает транзакцию и переводит игровую валюту от покупателя к продавцу. И главное, чтобы все условия сделки были соблюдены. Вся суть смарт-контракта в том, чтобы никакие третьи лица не могли участвовать в обмене. Собственно, благодаря этому криптовалюта считается безопасной.
Дальше перейдем к душной части этой статьи. Если ты разработчик — оставайся. Если нет — оставайся и учись.
Собственная разработка
1. Пишем смарт-контракт
Он пишется на языке FunC, который разработан специально для TON. В смарт-контракте прописываются правила игры, условия победы, распределение наград. Вся игровая механика и управление транзакциями — тоже здесь, в «сердце» p2e-игры. Подробную инструкцию можно подсмотреть на Tonresear.ch — аналитической платформе, где собрано все для гиков и прогеров TON.
2. Устанавливаем GameFi SDK
Это пакет, который позволяет игре интегрировать в блокчейн TON. Вот какую команду нужно вбить:
npm install -g @ton-community/assets-sdk@beta
3. Создаем мастер-кошелек
Чтобы у игроков была возможность получать деньги, а у тебя, как у разраба, держать активы, чеканить NFT, раздавать токены, нужен кошелек. Используй команду assets-cli setup-env.
Дальше надо ввести некоторые данные. Чтобы было проще, в качестве примера будем создавать тестовую игру Afftimes Games.
Сеть | Пока речь идет о тестовой игре, поэтому выбирай testnet. |
Тип кошелька | Выбирай highload-v2: он подходит для всех основных операций и имеет хорошую производительность. |
Хранилище | Это место, где хранятся все данные, связанные с токенами. Обычно используют Pinata для хранения файлов NFT/SBT (токены, которые нельзя передавать другому юзеру), потому что это децентрализованное хранилище. |
IPFS-шлюз | Через него передаются метаданые об активах. Подходят Pinata или ipfs.io по той же причине, что и хранилище — децентрализация. |
После этого скрипта появится вот такое окно:
Но это еще не все. Ты еще не прошел все круги ада, чтобы он заработал. Надо пополнить кошелек любым удобным способом. Как только появится статус Active, кошелек заработает.
4. Создаем игровую валюту
Выполни команду assets-cli deploy-jetton и также заполни инфу:
Название | Давай назовем токен Afftoken |
Описание | Например, цифровая монета из вселенной Afftimes и блокчейна TON (можешь написать что угодно) |
Изображение | Вставляй ссылку на логотип |
Символ | Например, AFK (ну ты понял — AffToKen) |
Десятичные дроби | Придумай, сколько нулей будет после точки у валюты. Предлагаем просто ноль, чтобы не париться. |
Пример того, что покажет скрипт:
5. Создаем коллекцию SBT
SBT — токены, которые в отличие от NFT, нельзя передавать другим пользователям. Их можно использовать в качестве награды за выполнение достижений — например, игрок собрал всю коллекцию карточек, как в Hamster Kombat, или дошел до 10 уровня.
Вбей команду assets-cli deploy-nft-collection
6. Интегрируем кошелек
Код команды будет зависеть языка программирования. Чаще всего на этапе фронтенда используют Javascript с разными фреймворками. Как правило, с Phaser. Пример, как будет выглядеть команда:
npm install —save @ton/phaser-sdk@beta
7. Пилим интерфейс
Параллельно с прогерскими штуками делаем дизайн. Делай интерфейс интуитивно понятным, чтобы не искать кнопки по две минуты и разбираться с навигацией. Дизайн — дело субъективное, но постарайся создать атмосферу для игрока. Например, в Catizen считерили — использовали кошечек и ненавязчивую, медитативную мелодию. В такой тыкалке приятно проводить время, согласись.
8. Запускаем достижения
Для этого нужно создать конечную точку /played. Это такой URL-адрес, который отправляет запросы и взаимодействует с сервером. В нашем случае он будет отслеживать игровые достижения юзера и награждать его токенами. Не забудь протестировать систему вознаграждения. Если условия для получения награды будут выполнены, на кошельке TON Space появятся коллекционные предметы из игры.
9. Добавляем внутриигровой магазин
В нем юзеры смогут покупать бусты, скины. Для этого нужна конечная точка /purchases. Она получает авторизационные данные пользователя, чтобы покупка дошла именно к нему, и обрабатывает запросы на приобретенные предметы.
Для работы магазина еще нужен цикл покупок, который отслеживает транзакции. В коде транзакция прописывается в таком формате userId:itemId.
Со стороны пользователя примерно должно выглядеть так:
Это был самый трудный способ разработки. Если хочешь подробностей и окунуться в разработку с головой… нет, здесь не будет рекламы курсов, прочитай официальную документацию как работать с блокчейном TON.
Через PlayDeck
Это платформа-бот в Telegram. Сразу оговоримся, что здесь нет возможностей для разработки. Скорее типичный маркет с приложениями и инструментами монетизации только внутри мессенджера:
У пользователей есть еще одна мотивация оставаться на этой платформе. Колесо фортуны, которое выдает призы. Обычно это плейкоины, TON, билет, бесплатный премиум. Для одной прокрутки нужен билет. Их раздают за задания и за сам процесс игры. Представь, как могут бустануть игру с такими дейликами:
Загрузить веб-игру можно за несколько минут. Команда разрабов выпустила подробную инструкцию по интеграции в платформу.
На движке без кода 8XR
8XR — это движок для разработки HTML5-игр на блокчейне TON с возможностью интеграции в Telegram. По сути, это такой конструктор, как Tilda для сайтов.
Кодить не нужно, но придётся разобраться с интерфейсом и с тем, как работает движок. Для начала зайди на сайт 8XR Builder Tool и нажми на эту кнопку:
Дальше попадаешь на страницу игровой студии, внутрянку. Здесь находится каталог игр и сцен, которые создают разрабы и делятся друг с другом. Заходим в профиль:
В личном профиле нажимаем на Add Project, а затем заполняем карточку — название игры, описание, участники, если будете делать с кем-то. Проект может находиться на стадии черновика любое время, поэтому можно не париться насчет описания и переписать не один раз.
Игры создаются с помощью сцен, каждую из которых можно по-разному наполнять «контентом». Их можно разрабатывать с нуля, а можно взять готовый шаблон и сделать все по нему. Например, можно выбрать шаблон «Образовательный», ответить на небольшую анкету, чтобы уникализировать процесс и почувствовать себя разрабом на максималках:
Предметы для кастомизации находятся в разделе «Ресурсы»:
Например, можно задать, что при нажатии на объект происходит какое-то действие (прыжок, сбор бонусов и т. д.) или настроить освещение, чтобы сцена была более реалистичной.
В скриптах можно поработать с игровой механикой. Например, задай логику действий противников, когда к ним приближается персонаж или пропиши список заданий для игроков. Вариантов инструментов масса — от простых до сложных
Кстати, узлы распределены по тематическим категориям, поэтому сможешь быстро разобраться. Когда все будет готово, можно нажимать на превью и наслаждаться. Если, конечно, нет багов.
За счет того, что движок интегрирован в мессенджер, P2E-игра появится в Telegram. Надо просто привязать бота и написать его URL. Играть можно в браузере, в TG-боте, в полной и мобильной версиях.
Сколько стоит создать свою P2E-игру на TON
На разработку P2E-игры нужно потратить уйму времени и денег. Конкретные цифры трудно назвать, потому что многое зависит от сложности. Разница между простым кликером и игрой с 3D-объектами, сложной механикой может быть колоссальной.
IT-компания RisingMax Inc., которая занимается разработкой подобных игр и внедрении их в блокчейн, выкатила в прошлом году подробное руководство. В нем указана стоимость каждого этапа создания игры.
Если кратко — стоимость варьируется от $50 000 до $12 0000. Но в голове держи инфу, что это данные только одной компании и ее наблюдения. Вероятно, верхней границы нет, ведь можно набафать игру разными фичами, чтобы ее тянули и самые хиленькие, и самые мощные телефоны.
Найти такие суммы и команду (а это человек 20) не так-то просто. В этом плане TON дает прогерам еще одно преимущество — Tonstarter. Это платформа на базе TON, созданная с целью привлечения капитала.
Вот как с помощью этой площадки можно получить финансовую поддержку:
- Initial DEX Offering (IDO). Представь, что у тебя есть криптопроект. Tonstarter помогает подготовиться к выходу на IDO — то есть к чеканке токенов и последующему размещению на DEX-бирже. Инвесторы могут без посредников купить эти токены. По сути Tonstarter берет на себя основную головную боль — документально доказать, что у проекта есть потенциал.
- Стимулирование сообщества (CIP). Площадка разрабатывает задания для потенциальных участников — например, подписаться на канал или пройти уровень в игре. За это подписчики получают токены и прочие ништяки. Такую схему задействовали в марте этого года, когда фонд TON выделил $115 млн на развитие всего сообщества блокчейна.
- Распределение токенов в Telegram. Это как CIP, только здесь цель в том, чтобы провести раздачу токенов. При стимулировании сообщества главное — раскачать аудиторию, чтобы она была активной.
Подать заявку может проект на любой стадии разработки. Даже если игра сделана на другом блокчейне, поддержка TON поможет перенести его.
Как продвигают P2E-игры в Telegram
Тем, кто создает игры на блокчейне TON, можно сказать, повезло. Интеграция с мессенджером Telegram с ежемесячной аудиторией в 900 млн пользователей дает нехилый баф.
Продвижение начинается с самого Telegram. В отличие от других приложений и игр, юзеру не надо выходить с площадки. Многих также привлекает возможность юзать криптовалюту и выводить ее в фиат через кошелек в том же мессенджере. Мы существа ленивые, и иногда даже лишнюю вкладку не хочется открывать, чтобы узнать инфу или сделать перевод. А тут все готовое — на блюдечке с голубой каемочкой.
Какие возможности для продвижения встроены в площадку:
- Игровые боты. По сути это замены привычным нам Google Play и AppStore. Например, в боте Gamee представлен каталог игр, где пользователь может выбрать твою тапалку.
- Telegram Ads. Официальная реклама хороша тем, что в РК можно настроить всего несколько полей. Пишем объявление до 160 символов, определяем бюджет и настраиваем аудиторию: гео, язык, девайсы, каналы и т.д.
- Пуши. Речь идет об уведомлениях внутри приложения. Как сообщает сама платформа, такие Push-сообщения намного эффективнее, чем пуши в играх. Хотя подтверждающую статистику мы не нашли.
- Каналы и сообщества. Чтобы привлечь внимание, команда обычно создает канал, в котором постит новости, ништяки и прочую информацию. В сообществах ведутся активные разговоры. Цепляют юзеров по-разному — например, проект Clown использует агрессивный TOV, провокационные заявления и коллабы с челами из «нижнего интернета».
- Коллаборации с медийными личностями. Форситься без поддержки блогеров и звезд можно, но с ними гораздо лучше. Коллабы могут выходить за пределы ТГ-каналов. Недавно запустился проект Skufers. На момент написания он находится на стадии пресейла и коллабораций, то есть даже игру пока не выпустили. Зато первым амбассадором стал Юрий Хованский.
- Закуп рекламы в ТГ-каналах. Никто не отменял старую добрую рекламу у админов пабликов. Схема стандартная — публикуют рекламный/нативный пост с реферальной ссылкой. Иногда выпускают статьи на VC с рефкой и переходом в ТГ-бот.
Как монетизировать P2E-игру на TON
Можно использовать разные стратегии монетизации.
Метод монетизации | Как это работает | Преимущества | Возможные проблемы |
---|---|---|---|
Продажа NFT | Игроки торгуют скинами, бафами, персонажами как NFT. | Разраб получает прямой доход от продаж и может влиять на ценность NFT | Разраб получает прямой доход от продаж и может влиять на ценность NFT Спекулянты, которые играют на рынке |
Внутриигровые покупки | Покупка игровой валюты (монеток, жетонов, кристалов и т.д.) или бафов. | Делает игроков более вовлеченными, донаты могут стать источником постоянного дохода. | Имбаланс, механика «плати, чтобы выиграть» может отпугнуть. |
Реклама и спонсорство | Интеграция брендов в игры. | Дополнительный источник дохода, узнаваемость | Может снизиться интерес игроков, если будет много рекламы |
Турниры | За участие в PVP-битве или турнире участники платят вступительный взнос. | За счет конкуренции повышается интерес к процессу | Могут потребоваться лишние средства на продвижение и разработку |
Как видишь, вариантов заработать на любимом деле много. Если шаришь за блокчейн и разработку, то смело залетай в TON. В сообществе явно и дальше будут появляться новые возможности для реализации разрабов, художников, авторов. А пока можешь попрокрастинировать и вдохновиться.