По данным Precedence Research, объем мирового рынка мобильных приложений составил $289,17 миллиардов в 2024 году. И, согласно прогнозам, он достигнет $1 103,48 миллиардов к 2034 году.

Вместе с объемами рынка растут и требования к качеству приложений — пользователи ожидают быстрой загрузки, удобного интерфейса и стабильной работы. Незначительные ошибки могут привести к потере клиентов, низкому конверту и минусовым заливам.
Тестирование мобильных приложений играет ключевую роль в процессе их разработки. И это касается не только классических приложений, но и тех, что мы используем для залива на гемблинг и беттинг.
Поиск тестировщиков — это не такой простой этап, как может показаться на первый взгляд. Это не человек, который «тыкает» приложение, а сотрудник, который находит проблемы в приложении перед тем, как его выпустят в прод.
В целом тестировщиков сейчас очень много. Я думаю, их достаточно, но хороших найти тяжело. Иногда человеку с хорошими техническими навыками не хватает софт-скиллов. А иногда бывает, что просто много людей прошли курсы — особенно после пандемии — и они так и не получили опыт. Получили немного жидкой теории и просто не способны нормально закрывать потребности рынка. Поэтому нужны опытные тестировщики — таких гораздо меньше, — Михаил Столбов, тестировщик в KR Digital
Но, вместе с тем, есть мнение, что, несмотря на обилие непрофессиональных кандидатов, тестировщиков найти несложно.
Учитывая, что для тестирования мобильных приложений не требуется высоких навыков у кандидата, то поиск людей не затягивается на длительное время, — тестировщик гемблинг прил от ZM apps
В материале покажем, какие типы мобильных приложений существуют, разберем чек-лист и особенности их тестирования.

Типы мобильных приложений
Мобильные приложения делятся на группы:
- нативные или webView;
- веб-приложения или PWA;
- гибридные;
- кросс-платформенные.
Каждая группа имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Нативные приложения
Нативные приложения или WebView— это сложные и дорогостоящие в разработке программы. Они создаются для конкретной операционной системы. Нативное мобильное приложение разрабатывается на «родном» для платформы языке программирования: для Android — Kotlin и Java, для Apple iOS — Objective-C и Swift.
Преимущества нативных приложений:
- Высокая производительность;
- Доступ к функциям устройства, включая аппаратные настройки;
- Данные пользователей легко собирать и анализировать.
Главные недостатки — дороговизна разработки, обязательная модерация в магазинах приложений.
После шторма Google в 2024 году, нативные приложения стали встречаться намного реже в работе арбитражников. Такие прилки чаще банят, они обходятся дороже в разработке и часто просто не окупаются.
Веб-приложения
Веб-приложения или PWA — адаптированные под мобильные устройства интерфейсы сайтов, которые выглядят как приложения. Они не размещаются в памяти устройства и работают исключительно при наличии интернета.
Преимущества веб-приложений:
- Функционируют на любой платформе независимо от ОС;
- Разрабатываются быстро, не требуют больших бюджетов;
- Не нужно проходить модерацию в магазинах приложений.
Их недостатки — нет доступа к аппаратному функционалу устройств, а скорость работы зависит от качества интернет-соединения.
При этом именно PWA-приложения стали альтернативой WebView и именно их сейчас используют арбитражники для залива на гемблу или беттинг.
Гибридные приложения
Гибридные приложения объединяют в себе функционал нативных и веб-приложений. Они выглядят как нативные, но работают через WebView. Прилы разрабатываются сразу и на Android, и на iOS на универсальных для обеих платформ языках программирования.
Преимущества гибридных приложений:
- обновляются в автономном режиме;
- на разработку требуется меньше времени и средств, чем на нативное приложение;
- доступ к некоторым аппаратным функциям устройства.
Минусы гибридных приложений — скорость работы ниже, чем у нативных приложений, а анимации и сложные графические элементы часто лагают.

Кросс-платформенные приложения
Кросс-платформенные приложения разрабатываются на языках программирования, которые позволяют использовать их на устройствах с разными ОС. Один из самых популярных вариантов — React Native.
Преимущества кросс-платформенных приложений:
- быстрая разработка сразу под обе платформы;
- одновременный выпуск апдейтов для Android и iOS;
- отлично подходит для стартапов, которые выходят на рынок с MVP.
Их недостатки — работают медленнее нативных, встречаются лаги из-за различий в самих ОС.
Чек-лист: что проверить перед релизом приложения
Существуют методы для разносторонних проверок мобильных приложений. И перед релизом важно убедиться, что все тесты выполнены, а приложение работает стабильно.
Чек-лист проверки:
- Функциональное тестирование — проверка работы заложенного в приложение функционала.
- Внешние события или тестирование прерываний — проверка корректной работы приложения, например, при входящем звонке или во время получения SMS.
- Тестирование производительности — проверка производительности приложения на разных устройствах, скорости ответа сервера и задержки пропускной способности сети.
- Тестирование безопасности — проверка на наличие уязвимостей.
- Тестирование юзабилити — оценка удобства использования приложения, его интуитивности.
В дальнейшем не стоит забывать и о тестировании обновлений — в новых версиях также можно найти немало ошибок и багов.
Сложных с технической точки зрения этапов тестировки нет. Единственная проблема — проверка на большом количестве устройств. Обычно проблемы возникают с различными ноунейм-смартфонами из Китая. Ну и проверка на физических устройствах — однообразная рутина, потому что на многих устройствах мы получаем одинаковые результаты, — Михаил Столбов, тестировщик в KR Digital

Особенности тестирования мобильных приложений
Процесс тестирования мобильных приложений значительно отличается от подхода к тестированию десктопных приложений или любых других программ. Существуют некоторые особенности, которые нельзя игнорировать.
Формирование пула устройств для тестирования
При выборе устройств для тестирования рекомендуем обращаться к статистике той компании, для которой разработано приложение. А если данные отсутствуют, можно получить усредненную информацию от Google и Apple. Другой вариант — сторонние ресурсы, например, StatCounter.
Мы используем сервисы, которые дистанционно предоставляют доступ к реальным устройствам (например, BrowserStack). Такой сервис позволяет проводить тесты на всех актуальных моделях и ОС без необходимости иметь физический девайс под рукой. Также интересные тесты ZM apps на реальных устройствах проводили Yoda Traffic, об этом есть отдельное видео на их Youtube-канале, — тестировщик гемблинг прил от ZM apps
Необходимо изучить информацию и отобрать для тестирования пул устройств, которые соответствуют целевой аудитории. Для определенных тестов может потребоваться физическое устройство, но для базовых проверок обычно используют эмуляторы.

Используются и эмуляторы, и физические устройства. Чтобы определить модели, нужно обратиться к таблицам принятия решений, на основе которых определяется пул устройств — определяется операционные системы, размеры экрана DPI экрана и т.д. Эмуляторы не всегда используются, потому что, например, они не могут показать, как устройства греется. Эмуляторы сами по себе подлагивают, — Михаил Столбов, тестировщик в KR Digital
Различия в архитектуре Android и iOS
Главное отличие между Android и iOS — их открытость и закрытость соответственно. При работе с Android-приложениями есть возможность модифицировать код ядра — у разработчиков больше свободы. С iOS-приложениями нужно учитывать ограниченность возможностей по разработке и внесению изменений.
Значительно отличается и пользовательский интерфейс, причем на устройствах Android существует множество инструментов для его кастомизации. Apple стремится обеспечить единообразность интерфейса на всех устройствах.
В вопросах безопасности устройства на iOS опережают Android-гаджеты. Причина — более жесткая политика контроля качества приложений в магазине приложений.
Но сам процесс тестирования не сильно отличается по сложности. Сейчас доступны варианты установки приложений на iPhone при помощи сертификата разработчика. Есть и специальные решения для тестирования устройств на iOS — например сервис TestFlight.
Если говорить о разнице в тестировании приложений на Android и iOS, то формат тестирования между Android и iOS ничем не отличается. Оба варианта предоставляют схожий функционал для тестирования: билд на эмуляторе; запуск через кабель на реальном девайсе и билд «пакета», который можно запустить в сервисах и девайсах, не подключенных к компьютеру, — тестировщик гемблинг прил от ZM apps
IOS — более закрытая платформа. Для установки сторонних приложений необходим сертификат разработчика. Также есть сервис TestFlight — он как App Store, но для тестирования, — Михаил Столбов, тестировщик в KR Digital
Изучение руководств
Тестировщикам нужно изучить руководства: Human Interface Guidelines от Apple и Material Design для Android. Это необходимо для понимания критериев соответствия приложений для разных операционных систем.
Инструменты для тестирования мобильных приложений
Существует множество инструментов для мобильного тестирования, которые помогают разработчикам и тестировщикам находить и исправлять ошибки.
Эмуляторы — программы, с помощью которых можно увидеть, как себя ведет приложение на смартфонах разных моделей, с разными версиями ОС, размерами экрана и другими параметрами без использования самих устройств.
Инструменты разработчика DevTools — встроенные в браузеры инструменты для анализа, отладки и тестирования веб-страниц. Они необходимы для тестирования мобильных веб-приложений.

Снифферы — это инструменты для перехвата и анализа сетевого трафика. Во время работы мобильное приложение постоянно обменивается запросами с сервером, и сниффер перехватывает и анализирует их.
Снифферы очень часто используются, потому что на мобильных устройствах нет как такового DevTools. И сниффер содержит в себе все то же самое, что и DevTools. Я пользуюсь Charles — он платный, но удобный, — Михаил Столбов, тестировщик в KR Digital
Сложные инструменты по типу Сниффера не используются при тестировании приложений. Большинство ошибок можно заметить без дополнительных инструментов, так как они связаны в основном с некорректным отображением контента, — тестировщик гемблинг прил от ZM apps
Какие ошибки часто находят тестировщики
При тестировании находят различные ошибки работы мобильных приложений. Чаще всего встречаются:
- некорректное отображение элементов интерфейса;
- проблемы с производительностью;
- ошибки, которые возникают при смене состояния приложения — сворачивание, закрытие;
- неправильная обработка данных с сервера, которая приводит к проблемам соединения;
- ошибки в обработке вводимых данных, например, не учитываются обязательные пункты при регистрации.
Также тестировщики нередко находят ошибки в локализации, если приложение рассчитано на аудиторию из разных стран.
Итоги
Тестировщики приложений предоставляют объективную информацию о качестве продукта и находят различные баги. Они выполняют большой объем работы, поскольку итоговый продукт должен хорошо смотреться на разных версиях ОС. В работе они используют не только софт, но и физические модели гаджетов.